МОУ "СОШ МО пос. Михайловский"
Саратовская область МО поселок Михайловский
  • Информационная безопасность

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    конфиденциальность информации;
    доступность информации для всех авторизованных пользователей.
    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    - Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)

    - Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.

    - Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    СТРАТЕГИЯ
    комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года

    Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358  утверждена    Стратегия  комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года.

    Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим угрозы безопасности детей, а также цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности детей (далее - государственная политика в сфере обеспечения безопасности детей). Документ способствует созданию условий для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, формирующих систему обеспечения комплексной безопасности детей, в том числе в части, касающейся выявления и предотвращения угроз безопасности детей, определения приоритетности и обеспечения эффективности мер, принимаемых при реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей.

    Урок цифры

                       

    всероссийский образовательный просветительский проект, в сфере информационных технологий для внеклассных общешкольных мероприятий и детских лагерей, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети

    Памятка для обучающихся начальной школы

    • Пункт 1 - Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

    • Пункт 2 - Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.

    • Пункт 3 - Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

    • Пункт 4 - Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.

    • Пункт 5 - Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

    • Пункт 6 - Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

    • Пункт  7 - Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

      Как  распознать злоумышленника?

    Вот по каким признакам можно узнать, что человек может оказаться преступником.

    • Вы не знакомы с ним в реальной жизни.

    • Есть основания думать, что это взрослый человек.

    • В соцсети у него мало друзей или их нет вовсе.

    • Он настойчиво просит собеседника о чём-то, даже, на первый взгляд, безобидном: отправить своё фото, рассказать о чём-то, встретиться.

    Собственно, поведение в интернете не должно сильно отличаться от поведения в реальном мире. Тем же правилом могут руководствоваться родители: не нужно излишне контролировать детей, но и пускать все на самотёк недальновидно.

    И ещё дети должны помнить, что все, с кем они общаются через экран, это незнакомцы. И намерения у них могут быть самыми разными. Даже если общение заладилось и хочется считать его своим другом.

    Советы обучающимся о защите персональных данных

    при работе с социальными сетями

    • Проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей. Не следует бездумно открывать все ссылки подряд - сначала необходимо убедиться в том, что присланная вам ссылка ведет на безопасный или знакомый вам ресурс

    • Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете. Обычно злоумышленники взламывают учетные записи на сайтах следующим образом: они нажимают на ссылку "Забыли пароль?" на странице входа в учетную запись. При этом для восстановления или установки нового пароля, система может предлагать ответить на секретный вопрос. Это может быть дата вашего рождения, родной город, девичья фамилия матери и т.п. Ответы на подобные вопросы можно легко найти в сведениях, которые вы опубликовали на своей странице в какой-либо популярной социальной сети. Поэтому при установке секретных вопросов необходимо придумывать их самостоятельно (если сайт, на котором вы регистрируетесь, это позволяет) или старайтесь не использовать личные сведения, которые легко найти в сети.

    • Не думайте, что сообщение, которое вы получили, было отправлено тем, кого вы знаете, только потому, что так написано. Помните, что хакеры могут взламывать учетные записи и рассылать электронные сообщения, которые будут выглядеть так, как будто они были отправлены вашими друзьями. Если у вас возникло такое подозрение, будет лучше связаться с отправителем альтернативным способом, например, по телефону, чтобы убедиться в том, что именно этот человек отправил вам данное сообщение. Точно также необходимо относиться и к приглашениям зарегистрироваться в той или иной социальной сети.

    • Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты. При подключении к новой социальной сети вы можете получить предложение ввести адрес электронной почты и пароль, чтобы узнать, есть ли в этой сети пользователи, с которыми вы уже поддерживаете отношения при помощи электронной переписки. Используя эти данные, сайт может рассылать электронные сообщения (например, приглашения присоединиться к этой сети от вашего лица) всем пользователям из вашего списка контактов. Социальные сети должны указывать то, что эти адреса электронной почты будут использованы для этой данной, но зачастую не делают этого.

    • Вводите адрес социальной сети непосредственно в адресной строке браузера или используйте закладки. Нажав на ссылку, которую вы получили в электронном сообщении или нашли на каком-либо сайте, вы можете попасть на поддельный сайт, где оставленные вами личные сведения будут украдены мошенниками.

    • Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд. Мошенники могут создавать фальшивые профили, чтобы получить от вас информацию, которая доступна только вашим друзьям.

    • Не регистрируйтесь во всех социальных сетях без разбора. Оцените сайт, который вы планируете использовать, и убедитесь, что вы правильно понимаете его политику конфиденциальности. Узнайте, существует ли на сайте контроль контента, который публикуется его пользователями. К сайтам, на которых вы оставляете свои персональные данные, необходимо относиться с той же серьезностью, которой требуют сайты, где вы совершаете какие-либо покупки при помощи кредитной карты.

    • Учитывайте тот факт, что все данные, опубликованные вами в социальной сети, могут быть кем-то сохранены. На большинстве сервисов вы можете в любой момент удалить свою учетную запись, но, не смотря на это, не забывайте, что практически любой пользователь может распечатать или сохранить на своем компьютере фотографии, видео, контактные данные и другие оставленные вами сведения.

    • Проявляйте осторожность при установке приложений или дополнений для социальных сетей. Многие социальные сети позволяют загружать сторонние приложения, которые расширяют возможности личной страницы. Довольно часто такие приложения используются для кражи личных данных, поэтому к их использованию необходимо относиться также серьёзно, как и к установке на свой компьютер программ, которые вы можете найти в Интернете.

    Детские безопасные сайты

    Родителям

    " Ребенок дома, за компьютером - значит, все в порядке, он в безопасности ". Так считают многие родители. И ошибаются. 

    Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице.

    Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше. 

    Возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к Интернету Неприемлемые материалы.

    В Интернете ребенок может столкнуться с материалами, побуждающими к совершению опасных либо незаконных действий.

    Ребенка могут обманным путем узнать номер вашей кредитной карточки. Детей и даже подростков могут уговорить сообщить, сведения личного характера, такие как имя и фамилия ребенка, его адрес, возраст, пол, и информация о семье могут легко стать известными злоумышленнику. 

    Родительский контроль это название специальных программ, которые позволяют настроить параметры работы определённого пользователя за компьютером. В частности, можно запретить доступ к сайтам определённого содержания, ограничить время работы за компьютером и т.д. 

    Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что - либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова : как в и Интернете, так и в реальной жизни. 

    • 1 опасность - утрата денег, конфидициальной информации;
    • 2 опасность - компьютерная зависимость (игромания);
    • 3 опасность - нежелательное содержание сайтов, незнакомцы, выдающие себя за друзей.

    Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине.

    Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть.

    Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети.

    Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей.

    Педагогам

    • В образовательные программы основного и среднего общего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет.

    • Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. (Создана на школьном сайте страница «Информационная безопасность»).

    • Проводятся занятия с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете» (Единый урок безопасного Интернета ежегодно).

    • 100% установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика.

    • 100% обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика (установка контент-фильтра).

    • 100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет.

    • Ведение журнала регистрации выхода учащихся и педагогов в Интернет с фиксацией в Журнале по использованию цифрового оборудования.

    • Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении.

    • Информационное просвещение участников образовательных отношений о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

    • Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности, ссылок на электронные адреса по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательных отношений.

    • Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков (информация на школьном сайте, в Дневник.ру, на родительских собраниях).

    • Повышение грамотности обучающихся по проблемам информационной безопасности (участие во Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет;  проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Интернет-безопасность» для учащихся 1-4 классов и их родителей; создание буклетов и памяток.)

    • Участие в Международном Дне безопасного Интернета для учащихся 1-4 классов и их родителей (10 февраля).

    • Участие во Всероссийской акции «Час кода».

    Общие «аксиомы безопасности» при работе в Интернете

    • Поступайте и пишите в Сети так, как поступили бы в реальной жизни и как хотели  бы, чтобы поступили с вами.

    • Уважайте своих собеседников и чужую собственность в Интернете, за ними настоящие люди и реальный труд.

    • Не сохраняйте на своём компьютере неизвестные файлы, не переходите по ссылкам от незнакомцев, какими бы заманчивыми они не были.

    • Обязательно установите антивирус и фаервол и регулярно обновляйте их базы.

    • Не запускайте неизвестные файлы, особенно с расширением .exe.

    • Старайтесь давать как можно меньше информации о себе в Интернете.

    • Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

    Методические и справочные материалы

    Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета http://www.fid.su/projects/ Фонд основан в 2000 году. Проекты, реализуемые Фондом, направлены на содействие развитию Интернета, как безопасного пространства для детей и подростков, на формирование способности и готовности представителей разных поколений в полной мере использовать все возможности современных цифровых технологий.

    Международный проект «Сетевичок» http://сетевичок.рф Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:

    • Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок», ориентированный на детей и подростков
    • Национальная премия за заслуги компаний и организаций в сфере информационного контента для детей, подростков и молодежи «Премия Сетевичок»
    • Всероссийское исследование детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»
    • Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок».

         Методические материалы, подготовленные специалистами Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО):

    Материалы для проведения уроков от сервисов "Яндекс.Денег" и "Яндекс.Браузер":

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    Фонд развития Интернет http://www.fid.su/

    Лига безопасного Интернета http://www.ligainternet.ru/

    Центр безопасного Интернета в России http://www.saferunet.ru/

    Сайт проекта Ростелеком «Классный Интернет» http://www.safe-internet.ru/ Библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

    Центр безопасности Мicrosoft https://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx

    Информация о мероприятиях, проектах и программах, направленных на повышение информационной грамотности педагогических работников.

    Методические и справочные материалы

    Мероприятия Лиги безопасного интернета http://www.ligainternet.ru/news/ 

    Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей.

    Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП "Лига безопасного интернета":

    Материалы к уроку в начальных классах. Анимированая презентацияпримерный конспект урока.

    Материалы к уроку в младших классах. Презентация

    Материалы к уроку в средних классах. Презентация

    Материалы к уроку в средних классах. Презентация в обновленном дизайне

    Материалы к уроку в старших классах. Презентация

    Интернет-ресурсы безопасной работы в сети Интернет

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie