В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебной деятельности. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
конфиденциальность информации;
доступность информации для всех авторизованных пользователей.
Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:
- Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
- Использование контентной фильтрации Интернета, для фильтрации сайтов с содержимым, не соответствующим задачам образования.
- Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.
СТРАТЕГИЯ
комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года
Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 года № 358 утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года.
Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим угрозы безопасности детей, а также цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности детей (далее - государственная политика в сфере обеспечения безопасности детей). Документ способствует созданию условий для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, формирующих систему обеспечения комплексной безопасности детей, в том числе в части, касающейся выявления и предотвращения угроз безопасности детей, определения приоритетности и обеспечения эффективности мер, принимаемых при реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности детей.
Урок цифры
всероссийский образовательный просветительский проект, в сфере информационных технологий для внеклассных общешкольных мероприятий и детских лагерей, который поможет повысить цифровую грамотность и узнать больше о кибербезопасности в сети
Памятка для обучающихся начальной школы
-
Пункт 1 - Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
-
Пункт 2 - Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
-
Пункт 3 - Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
-
Пункт 4 - Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
-
Пункт 5 - Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
-
Пункт 6 - Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
-
Пункт 7 - Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.
Как распознать злоумышленника?
Вот по каким признакам можно узнать, что человек может оказаться преступником.
-
Вы не знакомы с ним в реальной жизни.
-
Есть основания думать, что это взрослый человек.
-
В соцсети у него мало друзей или их нет вовсе.
-
Он настойчиво просит собеседника о чём-то, даже, на первый взгляд, безобидном: отправить своё фото, рассказать о чём-то, встретиться.
Собственно, поведение в интернете не должно сильно отличаться от поведения в реальном мире. Тем же правилом могут руководствоваться родители: не нужно излишне контролировать детей, но и пускать все на самотёк недальновидно.
И ещё дети должны помнить, что все, с кем они общаются через экран, это незнакомцы. И намерения у них могут быть самыми разными. Даже если общение заладилось и хочется считать его своим другом.